Патрик Мило
Альбин Мишель
Её появление отчасти случайно. Робкая, стыдливая и, в тоже время, уже слегка испорченная. Пройдет время, и вся Франция увидит в печальных песнях и роскошных клипах девушку, которая нарисует свой мир – сложный, полный внутренних мечтаний и страсти. Будущие песни наполнены идеями самоубийства, смешения полов и разврата. Лолита, девственница или паяц, безумец в лабиринте эротизма или смерть, танцующая свой танец на могиле вымыслов и мечтаний ,– все это Милен Фармер. Эта книга приоткроет вам занавесу тайны над миром, созданным самой загадочной певицей последних лет.
Бесполезно называть имена. Во Франции недостаточно быть просто певицей. Только уверенные заставляют говорить о себе. Все остальные вдохновляются уверенностью лучших. Это так! И вот, во Франции появляется Милен Фармер. Певица, отличная от обычных стереотипов. Более четырёх лет Милен окружает тайна, созданная с участием серой тени Милен - Laurent Boutonnat, который нарисовал для Милен пейзаж нового мира - лихорадочного, волнующего, полного вымыслов и страсти. Параллельный Мир, немного размытый и туманный, так как этот мир - мечта. Мир тонкий и глубокий, сверкающий и зовущий, осуществляющий наиболее безумные желания.
Странное сочетание детских мечтаний и взрослых желаний родило в игре Милен головокружительную смесь ангельского и демоничного, печального и жизнерадостного, чистого и испорченного, открытого и скрытого. Очень человечная в конце концов, Милен Фармер использует свое искусство чтобы склеить части своей истерзанной души, создавая единственной и неповторимый образ. Всё это делает Милен Фармер одной из наиболее блестящих певиц последних лет.
Чувство стыда это или нет? Чтобы сохранить свою частную жизнь, за которой она следит столь ревностно? Или из любви к тайнам, которые она так обожает? Милен Фармер не хочет говорить ни о своем детстве, ни своей юности и часто ссылается на необъяснимые провалы в памяти. Художественные, неясные описания очень деликатны, подозрительны и смутные. Они позволяют нам только догадываться о тех моментах жизни, которую пришлось прожить Милен. "У меня нет никаких воспоминаний об этом странном периоде жизни, которую я не любила. Я не была каким-то отщепенцем, родители меня никогда не третировали, но все это как-то не так..." При вопросах о детстве Милен Фармер сразу защищается зановесой густого молчания. Она пытается предать это время забвению...
"Чтобы Мир стал свободен – он должен сойти с ума. Я не хочу просто жить. Я не хочу быть здесь. Есть ли у Мира что-нибудь для меня?"
Милен Фармер родилась в Канаде 12 сентября 1961 и провела первые годы своей жизни в маленькой деревне, Пьер-Фон, приблизительно в тридцати километрах от Монреаля. Отец работал инженером на мостах и уехал из Франции, чтобы работать в строительстве в Канаде. Мать занималась детьми –дочерью Элен и старшим сыном. Второй мальчик появился позже в семье Готье. Суровые зимы севера Америки и по сей день остались в памяти Милен. Изображения и детские впечатления: волнение от первого фильма (который до сих пор остается любимым, настоящим культовым фильмом) "Бэмби" Уолта Диснея, или свои первые иллюстрированные книги; вкус конфет, в основном подкрашенных, которые прилипали к пальцам и оставляли разноцветные несмываемые отпечатки ("Я помню, какие мы были ужасные, красные как розы!"); восхищение от Дня Всех Святых - настоящий праздник для детей Канады и США; любовь к животным, которая потом перерастет в желание быть врачом-ветеренаром; и вкус одиночества, который уже отличает Милен от девушек своего возраста. Она уже становится другой, уже...
Школа не оставила воспоминаний у Милен. Разве что первый опыт пения (что можно считать началом). Ни очень хорошо, ни очень плохо - "она может это делать лучше". Детство Милен Фармер имеет форму раковины, которую она старалась разбить.
Восемь канадских лет прошли без особых впечатлений. В начале семидесятых семья Готье возвращается во Францию и селится в городке Аврэ недалеко от Парижа. Милен погружается в изолированный мир пригорода Парижа. Мир менее теплый, менее дружественный, чем в Канаде. Праздники Halloween закончились! Нет больше снежных елей! Маленькая девочка начинает ссорится со своими родителями. Через конфликты, характер Милен становится все более и более независимым и странным. Милен уходит в закрытый от взрослых мир – мир одиночества и грусти. В возрасте, когда большая часть маленьких девочек играют еще в куклы и прыгают через скакалки, Элен ходит по воскресеньям в больницу Гаше, где посещает больных детей. Вид больных детей-сверстников Милен становится жестоким испытанием для психики десятилетней девочки. С тех пор Милен ненавидит воскресенья.
Юность для многих не самое лучшее время. Милен в ту пору приходилось решать самые разные проблемы, одна из которых - сложные взаимоотношения с родителями.. Милен больше напоминает мальчика, пренебрегая всем тем, что могло бы подчеркнуть женственность. Такая двусмысленность еще больше отчуждает Милен от "правильных" сверстников. "До 14 лет меня принимали за мальчика. Одно из характерных воспоминаний юности, оставшееся в памяти: однажды, в то время как просматривала корреспонденцию в почтовом ящике, охранник здания спросил как меня зовут. Я сказала, что Милен. Он ответил, что это красивое имя для мальчика." Мальчик внутри девушки, девушка - в юноше, Милен в будущем не раз удачно обыграет это противоречие в своем творчестве, а пока она ждет, когда ей исполнится 17 лет, чтобы начать собственный путь. Наконец-то..."...это было, когда я в первый раз взялась за карандаш." Учеба в лицее не изменила жизнь Милен к лучшему, а скорее наоборот, причиняла одни неприятности. Ожидавшегося чуда не произошло. В свободное время она слушает музыку, совершенно не интересуясь литературой и не участвуя в вечеринках, которые устраивают ученики её класса. У неё нет близких подруг и нет друга, но в тоже время Милен со всей страстью увлеклась конным спортом – это стало её единственным хобби. Милен мечтает стать инструктором и посвятить свою жизнь лошадям. И в один день все заканчивается. Учеба в лицее, перспективы. Милен посылает все на фиг: учебу, своё дальнейшее образования (кроме конного спорта - её интересует лошади, но не педагогика!), семью наконец. Милен 18 лет. Новая жизнь впереди. Первая страница жизни закончена.
"Я хотела пойти одна по предназначенной мне дороге", скажет она позже. Милен мечтает о художественной карьере. Её привлекает театр, а кино становится её целью. Милен открывает для себя новые увлечения: чтение, которое раньше её так не нравилось - поэзия Бодлера и фантастические сказки По. Тик-так ("Часы") или темные страсти Дома Ашеров наполняют одиночеством душу молодой девушки, в которой уже вырисовывается сильная личность. Милен поступает в театр под руководством актера Даниэля Месги (Daniel Mesguich). Чтобы оплатить учебу, она записывается в модельное агентство и представляет коллекцию мода-для-молодых, когда случается самое важное событие в её жизни. Со своими метром шестьдесят семь, коричневыми растрепанными волосами, большими глазами цвета лесного ореха, подчеркнутыми тонкими чертами лица и аристократичной бледностью, наша "модель" олицетворяет саму загадочность, выразительное молчание и задумчивостью лишь усиливают это впечатление. Милен кажется существом из другого мира и уже мечтает о другой судьбе. Жизнь ей кажется прекрасной сказкой, обязательно с доброй феей и прекрасным принцем на белом коне. Этим принцем оказался Лоран Бутонна (Laurent Boutonnat), который и определил всю дальнейшую жизнь Милен.
Человек более старшего поколения, Laurent Boutonnat имеет странное прошлое. Большой любитель кино и телевидения, этот оригинальный молодой человек провел детство на подмостках съемок, знакомясь на деле с методами получения особенного изображения. В 17 лет, грабя сберегательную книжку своих родителей, этот Стэнли Кубрик в душе делает свой первый длиннометражный фильм на тридцати пяти миллиметровой пленке, "Ballade de la Fйe Conductrice" (фильм для детей, но которым не менее 18 лет!) и, не долго думая, представляет его на фестивале в Каннах. Он беспрестанно в поисках новых планов, в поисках бюджета, который позволит снова реализовать свою страсть к съемкам кино. Его часто видят со своим большим другом Jerome Dahan, увлеченного современной музыкой, преимущественно основанной на смешении различных стилей, синтезе. Бутонна не увлекается современной музыкой и предпочитает классику (преимущественно русскую) или Morricone (кино, всегда!). В это время Бутонна работает над программой "L'Eloge de l'infanticide", которая не появится никогда.
С Jerome Dahan как-то вечером они придумывают маленькую песенку с навязчивым припевом, "Мама не права", со странным текстом, очень отличным от того, к чему все привыкли: "Раз, мама не права, два, это красивая любовь, три, медицинская сестра плачет, четыре, я люблю...." Единственная проблема – найти того, кто это исполнит, преимущественную девушку, никому не известную. Уверенные в успехе, наши два друга уезжают в поисках "редкой птицы." "Jerome Dahan и я, мы провели пробы – нам надо было одного парня заставить петь девичьим голосом, но девушка получилось явно несовершеннолетней и это могло доставить нам проблемы." После неудачного первого кастинга, Laurent Boutonnat и Jerome Dahan решают обратиться в модельное агентство. Магическая встреча произошла именно там: "Нас представили друг другу. Она в это время собиралась фотографироваться. Когда мы увидели её, то сразу поняли, что это она. Действительно – кажется, что она только вышла из больницы, со своими длинными волосами, на грани психического срыва. Сразу представляешь трагическое детство, которое была разрушено её отцом...Короче, настоящий удар молнии."
Милен вспоминает: "В тот день они меня выбрали среди всех присутствующих моделей. Я была очень удивлена. Тем более после того, как они сказали, что хотели бы, чтобы я спела песню! Я не колебалась ни минуты. После прочтения текста, я сказала да." Laurent Boutonnat и Jerome Dahan сразу поняли, что именно она – их идеальный исполнитель. Милен интуитивно уже знает, что она наконец нашла того, кто её понимает. Стиль Милен Фармер зарождается именно с этого исключительного события и начинающая актриса, весь опыт певицы которой – неудачные попытки в лицее, еще этого не зная, находится в начале длинной и триумфальной карьеры одной из лучших певиц Франции. Конец театру! В ночник - безумные мечты о широкоэкранном кино! "Мама не права" начинает раскручивать историю Милен в ритме сорока пяти кругов в минуту!
Трио Фармер-Бутонна-Даан осуществляется свой проект, а затем бороздят Париж, объезжая все магазины, торгующие пластинками. Неблагородная задача для всех начинающих звезд - выслушивать автоответчик звукозаписывающей компании :"Вас будут писать...Вас будут писать..." Но стойкость и страсть к музыке всегда побеждают: без особого энтузиазма RCA выпускает маленьким тиражом первый диск Фармер. Песня "Мама не права" появляется зимой 84-го и показывает образ молодой девушки, печальной и романтичной, просто одетой и волнующе раздетой. Проходят месяцы. Зима длинна, и "Мама не права" уже не кажется удачным проектом. Нет рынка сбыта? Отсутствие рекламы со стороны фирмы – производителя дисков? "Мама не права", кажется, канет в неизвестность, но ...
Наше неразлучное трио обращается к некоему Bertrand Le Page, более старшему, чем они, более привычному к механизмам шоу - бизнеса. С конца весны, Bertrand Le Page, отныне уполномоченный менеджер Милен Фармер, начинает раскрутку диска. "Мама не права" становится один из наиболее продаваемых французских дисков 1984 года! Фармер становится явлением во французской жизни. На волне этого первого успеха выходит английская версия "My mum is wrong." В этот раз в красивом иллюстрированном конверте. Песня зарегистрирована для экспорта. Это полный успех!
В течение нескольких головокружительных месяцев жизнь Милен Фармер совершенно изменяется. Еще не идол, Милен становится звездой. Средства массмедиа настойчиво добиваются интервью у новой, такой загадочной певицы. Первые статьи (в молодежных журналах) описывают молодую девушку, как улыбающуюся и милую, но сдержанную в своих ответах. Первое интервью на радио приводит в отчаяние руководство радиостанции. Милен обнаруживает затруднения в разговоре. "Что для меня наиболее удивительно в успехе", - говорит Милен журналисту "Numero 1",- "то, что на следующий день мне придется встречаются с новым людьми, от общества которых я так хотела освободится. Они просят у меня автографы и моя роспись на клочке бумаги или ткани будет иметь для них значение!" В новом положении звезды Милен не теряет голову и сохраняет трезвость мысли и уверенный, ясный взгляд на окружающее: "Я не думаю о своем успехе - это наименьшая из моих забот. Петь – это увлекательная профессией, но это также профессия-насмешка. Лично у меня будет больше самоуважения, если я буду медиком, а не певицей."
"Мама не права" шокирует население, кто не оценил уверенные рифмы в песне: "Я Люблю то что мне запрещают, я люблю удовольствия..." Уже с этими первыми сорока пятью кругами, иллюстрированными странным клипом (подписанным конечно Laurent Boutonnat), Милен Фармер попадает в разряд табу и вызывает скандал. Реакции общества не приходится ждать. В ноябре 84, молодую певицу не пропускает цензура на телевидении и её отстраняют от передачи для детей "Спасение Микки ". Американский производитель передачи посчитал песню неподходящей. Фанатка Бэмби не подходит Уолту Диснею! А Laurent Boutonnat и Jerome Dahan уже зовут Милен в новую красивую студию и начинают работать над новой сорокапяткой с провокационным названием "Все – глупцы", названием, которое трудно будет оценить обществу! Трио после успеха "Мама не права" набирает темп!
Каждый выполнял свою роль. "В студии", - объясняет Милен,-" у меня есть право поднять вверх палец и задавать вопросы, если это имеет отношение к музыке или если я что-то не понимаю. Я могу сказать что я люблю или нет. Та часть нашего творчество, во что я вмешиваюсь - это главным образом интерпретация песен, представление их для телевидения или торжеств... Работа происходит как в команде и никто не остается в стороне." Годы обучения для Милен Фармер однако не закончены. Тем более, что новый опыт ожидал певицу: провал весной 85. Песня "Все - глупцы" полностью провалилась. Jerome Dahan уходит в сторону и занят новыми творческими планами. Laurent Boutonnat ищет деньги, чтобы снять клип, для которого он уже написал сценарий. Милен делит время между свой квартирой в четырнадцатом округе с кошкой Barney и торжествами, на которых она выступает во Франции. Помимо своих профессиональных обязанностей, Милен Фармер редко ходит в кино, избегает вечеринок, где собирается мир шоу-бизнеса, предпочитая в свободное время читать или рисовать.
Первый взлет закончился. Милен накануне нового этапа в своей карьере, триумфального и сделавшего её знаменитой во всем мире. "Все - глупцы" положил конец в сотрудничестве Милен Фармер и RCA. Другая звукозаписывающая фирма, Polydor, уверенная в своем будущем, предлагает тандему Фармер - Бутонна средства и условия для творчества, которых у них до этого не было. Провал второй сорокапятки скоро станет лишь дурным воспоминанием. Песня "Не хочу взрослеть" (Plus grandir) выходит в конце 85 и начинает серию бесспорных успехов Милен и новый этап в творчестве.
В октябре 85 Laurent Boutonnat и Милен Фармер встречаются в студии парижского пригорода, чтобы снять клип на "Не хочу взрослеть" - третий сингл творческого дуэта. В течение Рождества "Не хочу взрослеть" получает успех и признание. "Мир Фармер" приобретает ярко выраженные черты: двусмысленные слова и широко автобиографические тексты, иллюстрирующие роскошный мир в стиле барокко... Тандем Фармер - Бутонна окончательно берет на вооружение стиль, где оскорбление, или по крайней мере провоцирование, играют значительную роль. Милен Фармер изменилась, стала лучше контролировать свои склонности к меланхолии и резкие перемены настроения, которые часто так удивляют её собеседников. Laurent Boutonnat впрочем первый это заметил: "Она сильно изменилась. В начале она сильно пугала собеседников и особенно руководителей на радио. Она ничего не говорила, меняла заданные вопросы... Теперь она более открыта."
Более открытая, а также более отважная, Милен Фармер не сомневаясь бросает вызов обществу. За несколько дней перед Рождеством ежедневная "Вечерняя Франция" выходит с заголовками над фотографией певицы: "Милен Фармер раздевается в телевизоре". Это удар по пуританским традициям общества! Новое видение прошлого, смешение стилей разнообразных эпох – новый стиль Фармер. Первый кирпич в здание нового альбома положен. Взрыв неминуем! А тем временем началась работа над Libertine. "Прах Луны" (Cendres de lune), её первый альбом, выходит в апреле 86. Laurent Boutonnat выбивает деньги на производство альбома и осуществление проекта, готовит фотографии к диску и пишет бoльшую часть текстов песен. После выхода альбома он уходит в тень, но слово Pygmalion беспрестанно возникает в статьях, когда говорят о нем. Милен, со своей стороны, только своим исполнением задала тон альбому и с этих пор она стала тем, с мнением кого проходится считаться.
В то же время, Франция обнаруживает новый гимн, иллюстрированный гигантским клипом: в Тор50 произошла революция Libertine и открыла звезду нового типа, с первого припева высоко и сильно сказав всем, что она "шлюха"! Имя Милен Фармер – у всех на устах. Клип продолжительностью в одиннадцать минут на тридцати пяти миллиметровой пленке, в обстановке Барри Линдона, пересмотренной и исправленной, жестокие сцены и эротизм, потоки крови, шокирующие слова и чистый, роскошный голос певицы... "Libertine" меняет определение поп музыки. Новый стиль - структурный, необыкновенный и ужасно эффективный, который Милен Фармер и её ментор Boutonnat отныне будут использовать и продолжать шокировать публику. "Libertine" весной 86 потрясает своим разнообразием возможностей и намечает через хрупкие черты молодой рыжей певицы (цвет "манго") очертания звезды конца 80х. На фоне Фармер её соперники по сцене Стефани и Жан Мо (кто о них сейчас помнит?!) проигрывают во всем. Тем более, что сага Фармер только начинается. Лето 86 обещает быть насыщенным. С июня Милен уезжает в тур с "Podium Europe 1" вместе с Catherine Lara и её магической скрипкой.
Ни передышки, ни отдыха, в то время как "Libertine" воспламенила кемпинги и ночные кафе. Милен Фармер живет под давлением платы за славу: бесконечные интервью, записи в телепрограммах. Милен одинока, у неё нет времени для новой квартиры и маленькой обезьянки по кличкеЛеон, которая отныне разделит свое существование с Милен (позже появится E.T. - маленький капуцин из Южной Америки). Для Boutonnat Милен – звезда и более этот вопрос не обсуждается. Франция сходит с ума от Милен.
370'000 экземпляров Libertine, проданных в течении несколько месяцев, не усыпляют наших героев. Начиная с осени 86, тандем Фармер-Бутонна окунаются в работу и готовят новые шедевры. Распределение ролей со временем немного изменилось. Милен, до того прежде всего интерпретирует написанное Лораном. "Laurent Boutonnat пишет музыку. Я остаюсь при нем. И, оставаясь в тени, я пишу тексты ". Литература и главным образом написание текстов (что она ненавидела с детства) стало настоятельной потребностью, фактором равновесия.
"Tristana" в феврале 87 пришла на смену "Libertine" и в сердцах французов достигла тех же успехов. По истечении некоторого времени дуэт уезжает в Cevennes с командой Mode Box (кинокомпания – одна из наиболее прогрессивных во Франции), чтобы сделать клип, вокруг которого Лоран создал плотную завесу тайны и ожидания. Карлики-большевики, трогательные и искренние, демоничный волшебник, орды волков, белый снег... Еще один клип Лоран превращает из простой иллюстрации к песне в настоящий фантастический фильм.
Идея второго альбома уже начала пускать ростки и принимать очертания. Но пройдет много месяцев, прежде чем он появится на горизонте. Год 1987 проходит разделенный между жизнью частной, которую все более и более трудно защищать, и работой в темноте студии Mеga. В октябре, во время недели Большой Моды, Милен Фармер неожиданно представляет новую версию классики sexy sixties - "Разденьте Меня" ("Deshabillez-moi"). Отличная идея пришла неожиданно: "Идея висела в воздухе - она оформилась несколько дней спустя. Я поехала в магазин купить диск Juliette Greco и на следующий день мы создали новую песню ". Опять на сорокапятке, это было возобновление стиля дерзкого и шокирующего, настоящий gag. "Без обмана"("Sans contrefacon"), новый диск рыжей певицы, уже готов брать приступом FM и, поддержанный новым клипом необыкновенной красоты, с начала 88 года находится в Top50. Успехи Милен Фармер растут и кажется более ничто не сможет ей противостоять.
В марте 88, через два года после "Пепла Луны", выходит второй альбом "Пусть я буду такой" (сопровождавшийся синглом с тем же названием – "Ainsi soit je"). Только появившись на прилавках магазинов, он сразу попал в Тор30. Он продержится на самых высоких строчках хит-парада несколько месяцев. Премьера, сделавшая Милен супер-звездой. Голос Милен Фармер будет господствовать над летом! Наконец, 12 сентября 1988, в день двадцатисемилетия, выходит "Только бы они были нежными" (Pourvu qu'elles soient douces) - одна из лучших работ последних лет. Тандем Фармер-Бутонна еще раз поразил всех. Клип, настоящий фильм, который еще раз иллюстрирует название, путь к совершенству в творчестве этих двух авторов. Показанный в короткой версии 5 октября на Канале и во время передачи Philippe Gildas "Nulle Part Ailleurs" (куда пригласили Милен), на следующий день показали по каналу М6 (семнадцать с половиной минут!). Laurent Boutonnat и Милен Фармер создали совершенную работу, лучше которой они больше никогда не сделают. Поля сражения, всадники, эротизм сделали клип похожим на голливудский фильм-экшн. Некоторые, как журналист "Tele 7 jours", писали, что клип определенно "...смелый, чудесно двусмысленный, и не позволяет оторваться от разворачивающегося действия. Уверенные сцены клипа 'Только бы они были нежными'", - писал он, - "больше чем свобода. С удивлением наблюдаю за детьми и подростками - фанатами Милен Фармер, проводящими часы перед телевизором". Другие, менее умеренные, раздувают скандалы и оскорбляют новую работу. Но подавляющее большинство пришло в восторг. Без сомнения - Милен Фармер лучшая певица года. И специалисты в ноябре 88 вручают Милен Фармер приз как лучшей певице (Zenith, Victoires de la Musique-88). Маленькая девушка, одинокая, прежде потерянная - стала грандиозной и признанной звездой французской поп-сцены.
Странное предназначение. О чем еще может мечтать Милен? Какие запутанные чувства вызвала награда и на что она может вдохновить? Милен – удивительна и ничего не говорит - никогда и никому. Почётная награда – лишь звено в длинной цепи еще не реализованных желаний. Эта победа еще более усилила Милен. Канун Рождества – за один день распродаются более пятнадцати тысяч сорокапяток "Только бы они были нежными". И так ВСЕ остальные дни! Рекорд! Уровень продаж альбома "Ainsi soit je" достигает в это время баснословной цифры 600,000 экземпляров! Лучше, чем U2! Лучше, чем Майкл Джексон!
Признание и лесть все более и более многочисленной публики - Милен отныне не надо больше ничего доказывать. Но осталось одно - испытание сцены. После 4 лет сценической деятельности прямой контакт со своей публикой остается последним препятствием, которое следует преодолеть. Получив награду Милен с мужеством принимает вызов своей публики.
Она выбирает Олимпийский Дворец Спорта. Первый концерт назначен на 18 мая 1989. За несколько месяцев до концерта Милен начинает усиленно готовится. Подготовка идет в дереве Boulogne – подъем рано утром, гимнастика и физические упражнения под надзором тренера Hervе Lewis ("Rambo" для своих, один из героев Grand Bleu), специальная диета, разработанная поваром Emmanul Engrand. Милен ничего не оставляет на волю случая и готовит свой первый концерт как большой специалист, сознавая цели: "Не драматизируя, я играю свою жизнь". Это Фармер! На осень 89 запланированы концерты на огромной арене Bercy. Билеты на этот концерт были распроданы задолго до начала шоу.
24 марта на M6 показывают новый клип, подписанный Boutonnat, "Без Логики" ("Sans Logique"), новый хит весны 89ого. Символизм корриды заменяет на время обстановку XVIII века. Милен Фармер, в большой белой тунике, только что спела "Без Логики" в "Jacky Шоу." Несмотря на серьезную подготовку к концерту, Милен Фармер оставляет время для третьего альбома, обкатка некоторых песен из которого должна произойти на зимнем концерте во Дворце Спорта. Миф Фармер не заканчивается. Он только начинается.
"Между грустью и ничем, я выбираю грусть" - William Faulkner.
"Я не из тех, которых любят, но из тех, которых вспоминают" - Mary Shelley.
"Я хочу делать то, что другие не делали. Я панически боюсь походить на кого-то. Теперь я могу конкретизировать это состояния разума. И я больше не боюсь" - Милен Фармер.
Со стыдом и беспутством, а также с талантом, Милен Фармер осмелилась в песнях донести до слушателя неосознанно-сакральное, до сих пор не имевшее места в общественном сознании. Это то, что делает песни Фармер столь привлекательными и успешными. Милен Фармер ввела в хит-парады состояния тела и души, желаний, прежде скрытых в недрах бессознательного. Глубина и богатство человеческой души, увидевшей свет. Понимание и тонкость, к чему мы не приучены. Мир Милен Фармер - это игра в сложной системе зеркал. Головоломка, рисующая изображения шокирующие и такие близкие одновременно. Удивительная анаграмма слов, хранящих свою тайну. Темный мир, полный противоречий, двусмысленности и вымыслов. Мечта, населенная странными знаками. За неполные четыре года своей карьеры, Милен Фармер создала новое искусство - с разнообразными приемами, стилем и очень символическое, где для каждого есть место. Входить в мир Милен Фармер, смотреть, жить, слушать, говорить, играть или петь, бродить по лабиринту, где каждый закоулок, каждая дорожка, каждый тупик разоблачителен и значителен – все это отсылает нас в мир чистой фантазии.
Огромный успех Милен Фармер основан прежде всего на огромном трудолюбии с одной стороны и отличии от всего, что было до этого. Милен Фармер принесла новые оттенки, запретные образы, забытые темы. Вместо глупых песен о любви, солнце Милен Фармер подарила людям мир смутный, сложный и тайный. В "Мама не права", "Лишь бы только они были нежными" или в "Без Логики", Фармер подняла вопросы-табу которые до того, в микрокосме французского шоу-бизнеса, не могли иметь права на жизнь.
"Двусмысленность является частью моей жизни". Милен Фармер кажется всегда колебались между двумя полюсами, между два крайностями, между двумя чувствами или двумя враждебными импульсами. Милен Фармер кажется всегда находила баланс и свой стиль в странной двойственности. Частная жизнь, стыдливая и тайная, далеко спрятана от нескромных взглядов. Ни старлетка, ни дива, у Милен Фармер нет какого-то жизненного плана или цели своего существования, чтобы не писали о ней в газетах. Милен приводит в отчаяние журналистов, которые хотят знать больше, что скрывается за молчанием, если ее спрашивают о детстве, своих родителях или отношениях (не профессиональных) с Laurent Boutonnat. Свои появления на телевидении, которые вызывали страх во времена первых успехов, становятся привычными, но никакая хитрость ведущих не помогают разоблачить какие-то детали частной жизни Фармер.
Милен Фармер является естественно интровертом, заключенный в двойной мир, который она сама создала. Она ненавидит толпу и шум, коктейли и вечера, замыкаясь от мира в одиночестве, которое она так любит: "Мы очень больны. Мне страшно. Я хочу защитить себя в закрытом месте. Моя комната вся черна, даже потолок. Почти могила. Как только я возвращаюсь к себе, я закрываюсь на запор. Это - причуда, это - защита." Поведение Милен Фармер в частной жизни очень похоже на шизофрению. Она полностью другая в профессиональной жизни. Давно мечтая о сцене, Милен Фармер с нетерпением ожидает момента, когда она сможет окинуть взглядом толпу в Дворце Спорта. "Я интроверт, -признается Милен,- и это парадокс, что я выступаю на сцене. Но я думаю, что на самом деле это не является проблемой. Я ненавижу, когда на меня смотрят. Это меня затрудняет. Однако на сцене у меня появляется желание показать себя всем людям."
Всё в её жизни держится на парадоксах и двусмысленности. Хождение по мукам: успех - смесь тревоги и удовольствия, любовь - смесь блаженства и ужаса. "Я хрупкая, но для той игры, в которую я играю, я должна быть сильная." В однообразных характерах большей части артистов, Милен Фармер, через свои парадоксы, предстала как сложный образ, где каждый может обнаружить свои собственные противоречия. Объяснением, ключом этой постоянной двойственности может стать "Без Логики": "Я не причастна к этому парадоксу. Смиритесь, что другая входит в меня. Так без логики я покидаю себя - такая же дьявольская, такая же ангельская. Если каждый раз, болтая, мы отвлекаемся от темы я понимаю, что моё молчание убийственно. Вы видите меня мертвенно бледной, пристально смотрящей в ваши такие нежные глаза, я могла бы по ошибке разбить их молотком. Я не причастна к этому парадоксу. Смиритесь, что другая вошла в меня. Так, без логики я покидаю себя - такая же дьявольская, такая же ангельская."
Либертина или шлюха, предлагая свое тело миллионам телезрителям, у Милен неоднозначное отношения к обнаженности. "Раздеться перед камерой по-настоящему трудно для меня. Но это парадокс, который существует во мне." Контекст песен оправдывает отвагу! Милен не стыдясь, заставляет скользить свою тунику и обнажает свое мраморное тело. "Если я отправляюсь в магазин, чтобы купить женское бельё, я очень стесняюсь. Я злюсь, если продавщица остается со мной, и пытается помочь мне своими советами Я предпочитаю оставаться наедине." Стыд и оскорбление, непрерывное движение маятника. Девственная Дева, Милен Фармер постоянно двойственна. Милен впадает в крайности, объединяя несовместимые вещи, пытаясь найти в этом свой Yin и Yang, пытаясь прийти к цельности своей жизни.
Милен не любит чтобы на неё смотрели, но сама очень любит смотреть на себя. "Для меня зеркало является основным предметом в жизни. Если я не вижу своего отражения в течении 12 часов, у меня такое впечатление, что я умираю." Но что она видит в действительности? Отражение девушки или мальчика, которым ей хотелось стать в детстве? Какие черты она находит в отражении? Двусмысленность, иллюзии, утопические мечты?
Милен, в душе подросток, полный сексуального влечения: "В детстве в моём поведение я не была похожа ни на молодую девушку, ни на юношу. Обои черты смешались во мне..." Моменты терзаний и моменты счастья: Милен между двумя полами, обманывая мир, искажая реальность [...] переживая своё отличие от сверстников. Милен не выводит из заблуждения охранник здания который находит, что её имя красиво..., для мальчика! Такое положение вещей ей нравится. Она собирается поддержать такое отношение к себе и даже прибегает к уловкам: "Мне было 13 лет и я не знаю, что на меня нашло. Я вышла из дома, взяла платок и засунула его в брюки!" Милен идет до конца своего вымысла. "У меня было желание стать мальчишкой". Позже этот парадокс найдет своё выражение в песне "Без Обмана" и платок из детства перекочует в брюки девушки-куклы.
Взгляд Милен Фармер на детство - страдания, боль, дети, которых маленькая девочка посещала в воскресенье в больнице Garches. Для передачи Michel Denisot "Мой Zenith" Милен Фармер сделала репортаж в этой больнице. Крупные планы детей: ужасные раны, парализованные, в ужасных протезах и каркасах. Мир детства, показанный Милен Фармер в репортаже из больницы Гаше – это жестокий, недетский мир. Мир чудовищный, населенный аутитами – людьми, погружёнными в свой собственный мир (Милен Фармер интересуется этой проблемой и была приглашена в передачу Antenne 2, посвященную этой проблеме) и больными. Потерянный рай, которым оставлен ради жизни. Вечный парадокс. Детство очаровывает Милен. Нас может шокировать любовь Милен к обезьянам, но, как оказалось, это лишь часть её видений детства.
Милен Фармер делит свою жизнь с Лионом и E.T., двумя обезьянками, к которым она относится как к своим детям. "Мы чувствует себя очень близкими [...]. Мои две обезьянки - они как мои дети. Это материнское чувство. Обезьяны являются животными, у которых большая потребность в общении. Я за них так же беспокоюсь, как мать по отношению к своим детям. Обезьяна по натуре очень депрессивная. Я очень боюсь и испытываю настоящий страх, когда кто-то из них заболеет. Когда я хочу чихнуть, я не знаю – стоит ли это делать в присутствии обезьян, даже если я знаю, что это нормально." Животное, и тем более обезьяна, вроде как человек с четырьмя руками (что она особо подчеркивает), соединяет её с миром детства. Обезьяны, "это способ избежать этого мира, эту реальность, которая меня пугает." В другом мире, в другой жизни, Милен Фармер хотела быть Diane Fossey (воплощенной недавно в кино Sigourney Weaver в фильме Michael Aptedа "Гориллы в тумане"), и так жить в компании с этими странными животными, далеко от мира людей и подлости. Детская мечта!
"Любовь является большим бесполезным счастьем",- Luc Dietrich.
Милен, молодая девушка, потерянная в своих мечтах поиска идеала отвернулась от любви мужчин. В возрасте первых волнений, Милен Фармер предпочитает одиночество праздникам, которые организовали товарищи по классу. Эта двойственность (постоянная в ней), это колебание, или скорее эта уверенность в том что кажется ей приятна компания гомосексуалистов, с кем она имеет "большое количество сходств." Не принимая, все еще неистово отклоняя любую гомосексуальную идею Милен Фармер, тем не менее испытывает определенную тревогу...
В чрезвычайно тайных отношениях, отличных от профессиональных, с Laurent Boutonnat, наша Либертина, по детски беззащитная и пугающаяся, кажется искала в идеальном человеке защиту. Не имея возможности доверится кому бы то ни было, она выражается намеками. Милен Фармер кажется страдает от отсутствия власти отца и представляет в своем определении идеального человека: "люди, которые меня привлекают – это цельные натуры и определенного возраста. Человек тридцати пяти - сорока лет для меня идеальный человек. Это конечно мой комплекс..." Ничего оригинального! Если она конечно не пошутила и не имела при этом в виду "старика" Клинта Иствуда ("Clint Eastwood – из тех, кого уже нет. Человек идеальный, мужественный, и какое удовольствие [смотреть на него]!"). В конце концов отбрасывая представление о слишком заторможенном человеке или человеке-манекене, Милен Фармер все же признает клише человека и любви. "Мое видение любви является скорее изображением. В человеке я люблю верность разума и главным образом тела. Я не представляю возможным жить с кем – то, кто меня обманывает физически." Милен - Либертина, Милен - шлюха имеет концепцию исключительной любви. Все это является частью другого мира, гораздо более темного и более смутного, мира вымыслов. Милен создала свой мир, своё королевство...
"В этот вечер мне было печально, Он повесился в Венском Саду" ("Венский Сад"). Вне пределов своих неземных желаний, часто смешивая боль и использование человеческих порывов души Милен всегда притягивает крайнее насилие. Милен Фармер показывает ужасные картины, мрачные письмена, повешенных, обезглавленных, порванных на части. На грани сатанизма, в ледяном молчании, Канал + за две или три минуты показал картины абсолютного варварства. Милен Фармер признает свою тревогу, помещая в табу то, что трудно выразить: "Я Люблю насилие. Я Хочу смотреть на страдание. Но это не является садистским удовольствием, почти не является... У меня уважительное отношение к насилию, в изображениях смерти. Это навевает на определённые размышления. Я хочу видеть их. Меня это даже возбуждает..." Молчание... С мужеством и честью, Милен Фармер предается до конца трудной игре правды, осмеливается на зловещее и еще раз говорит перед камерами то, что захоронено в глубине нас. Как в фильме советского режиссера Е.Кимова Requiem [её] очаровывает и притягивает сцена, где двое детей, возвращаясь в родную деревню находят лишь мерзость и ужасную виселицу. Эротизм и смерть, неумолимо связанные, преследуют до конца мир, созданный Милен Фармер. "Я Люблю кровь, красную кровь. Вокруг меня всегда много крови. Кровь – это символ. Ванна крови или ванны грязи, это может быть чудесным ощущением внутренних перемен." Она защитила этот больной мир. В одиночестве, Милен укрывается в палате от темноты и говорит про себя "склеп" или "могилы."
"Смерть – это часть существования каждого из нас, но это причиняет мне страдания." Часы всего лишь символ...
Музыка Фармер заставляет воспринимать мир как ценность, не зависящую от человеческих категорий и ничем человеку не обязанную. Описанные шокирующие сцены стремятся нейтрализовать привычку во всем искать полезное или логичное - привычку, которая лишает мир своего высшего смысла (или полной бессмысленности) и превращает нас из его насельников в его насильников.